2 занятие — Креативим

Выявим проблему проекта, сформулируем концепцию и пошаговый алгоритм её решения
Привет, команды!
Ещё не всё забыли с предыдущей встречи? Напомним, что на прошлом занятии мы с вами сформировали команды и определились с треками и направлениями будущих проектов.

Сегодня перед вами стоит сложная, но очень интересная задача — найти проблему, которую будет решать ваш проект, и придумать концепцию её решения.

Будьте готовы представить наработки своей команды на пленаре.
__________
Всё понятно? Тогда начинаем!
Каждая команда фиксирует результаты выполнения заданий в единой Google Таблице
Шаблоны
Поиск проблемы
15 минут
Первый шаг в проектировании — поиск проблемы, решению/снижению остроты которой посвящен проект. Чтобы найти несовершенства в окружающем мире, предлагаем использовать метод «10 бесит». Инструкция к выполнению находится в материалах к заданию.

ЗАДАНИЕ:
Сформулируйте в одном предложении проблему, которую собираетесь решать в проекте. Проверьте, что она соответствует следующим условиям:
  • Может быть решена максимум за 3 года.
  • Решается усилиями вашей команды с привлечением внешних экспертов.
  • Конкретна, а не глобальна.

Заполните блок «Проблема» в листе «Концепция» вашей таблицы.
Метод «10 бесит»
1. Индивидуально сформулируйте 10 вещей, которые вас «бесят». Это могут быть обыденные ситуации, с которыми вы сталкиваетесь каждый день (например, пробки на дорогах).

2. Обсудите проблемы в группе, дайте рекомендации друг другу и выберите 3 проблемы, которые наиболее близки каждому из вашей группы.

3. Выберите 1 проблему, которая ляжет в основу вашего проекта. При выборе ответьте на следующие вопросы:
  • Проблема/потребность реально существует и беспокоит вас?
  • Можете ли вы решить проблему в микромасштабе?
  • Проблема конкретна, а не глобальна?
Вопросы для обсуждения
  • Как вы поняли, что это проблема?
  • Как вы думаете, сможете ли вы за 3 года решить её силами своей команды?
  • Готовы ли вы назвать конкретных людей кроме вас, для которых это проблема?
  • Как вы поймёте, что вы (или кто-то ещё) сможете решить проблему?
Целевая аудитория
15 минут
Вы поняли, какую проблему хотите решить. Теперь пора подумать, кто чаще всего сталкивается с этой проблемой — это и есть ваша целевая аудитория.

ЗАДАНИЕ:
Составьте детальный портрет представителя целевой аудитории. В этом вам помогут материалы к заданию.

Заполните блок «Целевая аудитория» в листе «Концепция» вашей таблицы.
Вопросы к целевой аудитории
1. Возраст
2. Интересы
3. Какие у них потребности?
4. Чего они боятся?
5. Как выбирают продукты?
6. Сколько зарабатывают?
7. Как они относятся к инновациям?
8. Как проводят досуг?
9. Какие у них ценности?
10. Что они не любят делать?
Вопросы для обсуждения
  • Кто чаще всего сталкивается с этой проблемой?
  • Как они сейчас решают данную проблему? Насколько это удобно?
  • Есть ли люди, которым существующие решения «неудобны»? Опишите их.
  • Есть ли кто-то еще, заинтересованный в решении этой проблемы?
Гипотеза проблемная
5 минут
ЗАДАНИЕ:
Обобщите результаты своей работы над проблемой и целевой аудиторией проекта и представьте их в формате гипотезы.

Формат: Описание ЦА сталкивается(-ются) с проблемой Описание проблемы.
Вопросы для обсуждения
  • Как вы собираетесь проверять гипотезу?
Решение
20 минут
ЗАДАНИЕ:
Проанализируйте способы решения проблемы, которые уже существуют, и выберите наиболее актуальный и интересный для вас. Еще лучше, если вы придумаете то, что еще не используется. Сформулируйте решение одним предложением.

Заполните блок «Решение» в листе «Концепция» вашей таблицы.
Помните, решение должно отвечать следующим условиям:
  • Ваша команда может самостоятельно реализовать проект с привлечением внешних экспертов.
  • Срок реализации проекта не должен превышать 3 года.
Вопросы для обсуждения
  • Как вы поняли, что вы можете решить проблему самостоятельно?
  • Можете ли вы назвать альтернативные пути решения проблемы?
  • Чем существующие решения не устраивают вас или целевую аудиторию?
  • Какими характеристиками должен обладать оптимальный вариант решения проблемы?
  • Что будет результатом (продуктом) вашего проекта?
  • Как вы поймёте, что проект реализован? Когда он закончится?
Конкуренты
20 минут
Не вы — первые, не вы и последние. Не надейтесь, что придумываете велосипед, ведь большинство решений уже существует на рынке. В этом задании вам нужно проанализировать конкурентов (как прямых, так и косвенных), выявить их сильные и слабые стороны и сформулировать ваши преимущества.

ЗАДАНИЕ:
Найдите своих конкурентов, проанализируйте их по критериям и сделайте выводы о ваших уникальных особенностях и преимуществах.

Заполните лист «Конкурентный анализ» в вашей таблице.
Вопросы для обсуждения
  • Что отличает ваше решение от решений конкурентов?
  • Кого вы считаете своим главным конкурентом и почему?
Гипотеза решенческая
5 минут
ЗАДАНИЕ:
Обобщите результаты своей работы по генерации идеи решения, соотнесите их с выявленной проблемой и представьте в формате гипотезы.

Формат: Если Описание ЦА предложить Описание решения, то ЧТО-ТО изменится КАК-ТО.

Заполните блок «Гипотеза решенческая» на листе «Концепция» вашей таблицы.
Вопросы для обсуждения
  • Как вы проверите гипотезу?
  • Как вы сделаете вывод о том, что гипотеза подтвердилась или опроверглась?
  • Почему вы выбрали именно такой критерий (ЧТО-ТО и КАК-ТО)?
Пленар
40 минут
Мы подошли к первому чек-поинту — пленару. На нём вашей команде нужно будет представить промежуточные итоги работы по разработке концепции проекта.

ЗАДАНИЕ:
  1. Подготовьте небольшой питч в формате «Проблема - Целевая аудитория - Решение».
  2. Выберите 1 спикера от команды.
  3. Подготовьте выступление длительностью не более 2-х минут.
Схема решения
30 минут
В реализации любого проекта нужно не просто представлять образ результата, но и знать, как к нему прийти. В этом блоке вашей команде необходимо детально описать алгоритм действий, который нужно выполнить, чтобы решить проблему проекта.

ЗАДАНИЕ:
1. Выпишите список действий, которые нужно выполнить вашей команде.
2. К каждому этапу реализации напишите минимум 3 вопроса, которые вам нужно учесть при выполнении задачи.

Заполните столбцы «Этап реализации» и «Вопросы к этапу» в листе «Схема решения» в вашей таблице.
Вопросы для обсуждения
  • Понимаете ли вы, что вы собираетесь делать в рамках проекта?
  • Можете ли вы объяснить, что вы будете делать на каждом этапе проекта и какой результат получите?
  • Способна ли ваша команда решить все задачи в рамках проекта или вам нужны дополнительные человеческие ресурсы?
  • Все ли этапы проекта вы учли?
Проверка гипотезы
10 минут
Подготовимся к домашнему заданию. Ваша задача — перевести как можно больше предположений в проверенные факты. Посмотрите еще раз на гипотезы, сформулированные в течение занятия. Выберите ту, которую вы сможете проверить до следующего занятия.

ЗАДАНИЕ:
1.Ответьте на вопросы для обсуждения.
2.Сформулируйте задачу, которую нужно выполнить в рамках домашнего задания, по следующей формуле:

Мы хотим проверить следующую гипотезу:__________
Для этого мы опросим не менее … человек с помощью … (опроса / интервью).

Заполните блок «Проверка гипотезы» в листе «Концепция» вашей таблицы.
Вопросы для обсуждения
  • Какую из гипотез вы будете проверять?
  • Какой инструмент для проверки гипотезы вы выберете?
  • Как вы распределяете задачи по проверке гипотезы внутри команды? Кто из вашей команды будет делать доклад о результатах проверки гипотезы / кто будет делать презентацию / ... ?
Домашнее задание
ЗАДАНИЕ:
  1. Заполните контрольную точку до конца дня.
  2. Проверьте гипотезы с помощью интервью/опросов.
  3. Подготовьте питч о результатах проверки гипотезы (продолжительность выступления до 2-х минут, приветствуются визуальные материалы/графики и тд.).
Контрольная точка №2
ФИО трекера
Учебная группа
Подгруппа
Ссылка на Google Таблицу
Вопросы / комментарии / предложения
Отправляется одна форма от команды