2 день

Найдём проблему для проекта, сформируем её решение и построим траекторию применения инструментов
Установка на работу
Привет, команды!
Ещё не всё забыли с предыдущей встречи? Напомним, что на прошлом занятии мы с вами сформировали команды и определились с треками и направлениями будущих проектов.

Сегодня перед вами будет стоять сложная, но очень интересная задача — найти проблему, которую будет решать ваш проект, и придумать идею её решения.

Для этого мы покажем вам методику, применяемую в Бизнес-школе «СКОЛКОВО».

Ещё одной «фишкой» занятия станет ПЛЕНАР — публичные выступления команд с итогами работы.
__________
Ну что, готовы? Тогда начинаем!
Шаблоны
Чтобы не оставлять всё на последний день, советуем по мере выполнения заданий вносить основные мысли в шаблоны презентации и паспорта проекта, которые вам нужно будет сдать в конце курса.
Выбор инструмента
Любая успешная команда отличается тем, что каждый её участник имеет полное представление о всех процессах и результатах проекта.

Согласитесь, онлайн-формат может помешать каждому из вас быть в курсе событий.

Поэтому предлагаем вашей команде в рамках сегодняшнего занятия использовать один из предложенных инструментов для обеспечения совместного доступа к схемам, тезисам, выводам и другим результатам работы.

Задание: в начале работы выберите один из предложенных инструментов для командой работы.
Поиск проблемы
Показать пример поиска проблемы
Проблемное поле
Анализ ситуации
Образ будущего
Барьеры
Время выполнения 7 минут
Давайте вернёмся к прошлому занятию и вспомним, какие треки и направления вы выбрали.

Теперь, исключительно в исследовательских целях, применяем инструмент «10 бесит» и пытаемся понять, что вас сейчас не устраивает / чего не хватает в выбранном направлении.

Задание:
1. Сгенерируйте с командой не менее 10 вещей / проблем, которые не дают вам спокойно жить или которых не хватает в повседневной жизни.
2. Посовещайтесь и выберите 1 проблему, которую хотите и можете решить в своём проекте.
Метод «10 бесит»
1. Индивидуально сформулируйте 10 вещей, которые вас «бесят». Это могут быть обыденные ситуации, с которыми вы сталкиваетесь каждый день (например, пробки на дорогах).

2. Обсудите проблемы в группе, дайте рекомендации друг другу и выберите 3 проблемы, которые наиболее близки каждому из вашей группы.

3. Выберите 1 проблему, которая ляжет в основу вашего проекта. При выборе ответьте на следующие вопросы:
  • Проблема/потребность реально существует и беспокоит вас?
  • Можете ли вы решить проблему в микромасштабе?
  • Проблема конкретна, а не глобальна?
Метод «Мозговой штурм»
Главная суть: фиксировать все поступающие предложения от участников.

1. Выберите модератора, который будет записывать ответы.

2. Сформулируйте вопрос для мозгового штурма, например: «С какими проблемами вы сталкиваетесь каждый день?».

3. Записывайте все варианты, которые только приходят в голову.

4. Обсудите проблемы в группе и выберите 3 проблемы, которые наиболее близки каждому из вашей группы.

5. Выберите 1 проблему, которая ляжет в основу вашего проекта. При выборе ответьте на следующие вопросы:
  • Проблема/потребность реально существует и беспокоит вас?
  • Можете ли вы решить проблему в микромасштабе?
  • Проблема конкретна, а не глобальна?
Анализ ситуации
Время выполнения 15 минут
Примерный вектор работы определили. Теперь необходимо понять, а как выглядит ситуация сейчас?
Кто ещё сталкивается с выделенной проблемой (на кого она влияет)? Почему это случается? Почему проблема вообще существует? К каким последствиям она приводит?

Задание:
1. Проанализируйте текущую ситуацию, ответьте на вопрос: «Что есть сейчас?».
2. Каждую мысль оформите тезисно (а лучше визуализируйте и сделайте схему).
3. Для каждой мысли сформулируйте вывод по принципу «Факт — и поэтому...».

Например: в корпусе Института нет специализированного места для работы с ноутбуком — и поэтому приходится или искать открытые аудитории, или задерживаться дома.
Образ будущего
Время выполнения 15 минут
В предыдущем задании вы подробно описали, как выглядит проблема сейчас и на кого она влияет. Однако просто жить с мыслью, что всё должно идти как идёт — не лучший вариант.

Представьте, если бы ваша проблема была решена. Что бы изменилось? Как бы это повлияло на вас или на тех, кто чаще всего с ней сталкивался?

Задание:
1. Проанализируйте «Образ будущего».
2. Каждую мысль оформите тезисно (визуализируйте).
3. Для каждой мысли сформулируйте вывод по принципу «Факт — и поэтому...».

Например: если бы в Институте было место для работы с ноутбуком, студентам было бы удобно выполнять задания в корпусе — и поэтому не нужно было бы тратить время на поездку до дома и обратно в случае больших окон между парами.
Образ будущего
Время выполнения 15 минут
В предыдущем задании вы подробно описали, как выглядит проблема сейчас и на кого она влияет. Однако просто жить с мыслью, что всё должно идти как идёт — не лучший вариант.

Представьте, если бы ваша проблема была решена. Что бы изменилось? Как бы это повлияло на вас или на тех, кто чаще всего с ней сталкивался?

Задание:
1. Проанализируйте «Образ будущего».
2. Каждую мысль оформите тезисно (визуализируйте).
3. Для каждой мысли сформулируйте вывод по принципу «Факт — и поэтому...».

Например: если бы в Институте было место для работы с ноутбуком, студентам было бы удобно выполнять задания в корпусе — и поэтому не нужно было бы тратить время на поездку до дома и обратно в случае больших окон между парами.
Барьеры
Время выполнения 15 минут
Посмотрите ещё раз на вашу схему текущего состояния и образа будущего. Подумайте, почему мы не можем перейти из Ситуации 1 в Ситуацию 2?

На этот вопрос вам нужно ответить в этом задании.

Задание:
1. Подумайте, что мешает текущей ситуации стать похожей на «Образ будущего»?
2. Сформулируйте 3-5 барьеров / проблем.
3. Обсудите все барьеры в группе и выберите самый интересный / важный для вас.

ВАЖНО! При формулировке и выборе барьеров / проблем учитывайте следующие правила:
Кто-то еще подтверждает, что такая проблема есть.
Вы можете решить эту проблему в рамках своего проекта.
Проблема должна носить конкретный, а не глобальный характер.
Пленар
Мы подошли к первому чек-поинту — пленару. На нём вашей команде нужно будет представить промежуточные итоги работы по составлению схемы вашего направления.

Задание:
1. Подготовьте ваше видение «Анализ ситуации — Образ будущего — Проблемы».
2. Выберите 1 спикера от команды.
3. Подготовьте выступление длительностью не более 2-х минут.
Что такое пленар?
Это площадка, в рамках которой ваша команда будет презентовывать свои наработки по проекту другим участникам группы.

Формат выступления — короткий спитч с основными тезисами/выводами по итогам проделанной работы.

После выступления следует блок вопросов от других команд группы (заранее определяется, с какой позиции будут задавать вопросы команды-слушатели: клиент, конкурент, партнёр, университет).

Основные правила:
время выступления: 1-2 минуты
выступает 1 спикер от команды
у спикера должна быть включена камера
наличие визуального сопровождения (схем / слайдов / картинок и тд)
Целевая аудитория
Время выполнения 10 минут
Половина пути уже пройдена. Не забудьте внести корректировки в проект исходя из комментариев с пленара.

Вы сформулировали проблему, которая станет основой вашего проекта.

Но она не может существовать сама по себе, всегда есть носитель - тот, кто ощущает на себе всю тяжесть этой проблемы. Таких людей мы называем целевой аудиторией проекта.

Задание:
Опишите как можно детальнее будущих участников / благополучателей , чья жизнь каким-то образом изменится в ходе реализации проекта.

ВАЖНО!
В описании можете использовать следующие критерии: пол, возраст, город, социальный статус, интересы, привычки, образ жизни, сфера деятельности, образование и т.д.
Ваше описание не должно представлять список фактов об абстрактном человеке, это должен быть рассказ-описание, после прочтения которого мы можем представить портрет конкретного человека с закрытыми глазами.
Помните, что у вас может быть несколько категорий целевой аудитории.
Вопросы к целевой аудитории
1. Возраст
2. Интересы
3. Какие у них потребности?
4. Чего они боятся?
5. Как выбирают продукты?
6. Сколько зарабатывают?
7. Как они относятся к инновациям?
8. Как проводят досуг?
9. Какие у них ценности?
10. Что они не любят делать?
Пример ЦА
Представьте, что вы — психолог-консультант, который выпустил платный информационный курс «Психология отношений» (10 тыс.руб за курс).

Для продвижения продукта, нужно составить примерный образ потенциальных покупателей информационного курса.

Например: Девушка, 34 года. Живет в Москве. Следит за трендами в одежде, хорошо одевается. Работает на стабильном месте, заработная плата — 45 тысяч рублей. В разводе, есть дети.

Боль — не может найти мужчину. Страх — время идет, есть перспектива остаться одной с тремя кошками.

Она уже не раз покупала онлайн-курсы и активно выполняла задания по ним. Девушка читает книги по психологии и не пропускает возможности подписаться на очередного блогера-психолога в Инстаграме.
Идея решения
Время выполнения 30 минут
Мы подошли к одному из самых креативных заданий - генерации идеи решения выбранной проблемы.

Задание:
Придумать 3 идеи решения указанной проблемы для описанной целевой аудитории.

ВАЖНО! Помните, что ваша идея должна быть:
Уникальной — являться новшеством или предлагать более высокие качественные результаты (рекомендуем погуглить перед тем, как говорить об уникальности вашей идеи).
Результативной — вы точно сможете её реализовать с использованием имеющихся ресурсов.
Ограниченной во времени — вы сможете достичь результата в течение определенного количества времени (есть дата начала и окончания проекта).
У вас есть 2 варианта работы в рамках этого задания
Проверенный
Креативный
Пойти от анализа аналогичных решений
Как решается выбранная проблема сейчас, что использует / что делает ваша целевая аудитория, чтобы избежать этой проблемы.

Проанализируйте 3-5 примеров решения проблемы, которые уже существуют, и выберите наиболее актуальный и интересный для вас.

На основе существующих аналогов сформулируйте собственную идею.
Пойти непосредственно от идеи
Если в вашей команде есть генераторы креативных решений, вы можете не основываться на существующих вариантах, а сразу предложить что-то своё.
Пленар
Второй и крайний чек-поинт на сегодняшний день — пленар, на котором вы расскажете про целевую аудиторию проекта и идеи, которые могут решить проблему.

Задание:
1. Подготовьте мини-презентацию, в которую нужно включить: «Анализ ситуации — Образ будущего — Проблемы», портрет целевой аудитории и перечень идей для будущего проекта.
2. Выберите 1 спикера от команды.
3. Подготовьте выступление длительностью не более 2-х минут.
Контрольная точка №2
ФИО трекера
Учебная группа
Подгруппа
Проблема проекта
Идея решения
Вопросы / комментарии / предложения
Отправляется одна форма от команды